Что делает людей людьми?

, 16:54
0 230

Что делает людей людьми?Что отличает людей от животных, в том числе наших ближайших родственников? Это один из тех больших вопросов, которые постоянно задает любопытная публика. Ответы на него имеют тенденцию зависать от одной черты, которая отличается людей от самых близких родственников обезьян: наша прямая стойка, форма наших пальцев, размер нашего мозга.

Конечно, миллионы лет отдельной эволюции привели к значительному расхождению во всевозможных чертах. Нет смысла возводить одного конкретного человека в какой-то особый статус.

Вопросы о том, что отличает нас от животных, также несет иной подтекст. Вера в то, что в людях есть что-то особенное, и то, как мы возникли, больше подходит для мифологии творчества и религиозной доктрины, чем для научного взгляда на мир.

Понятие особого творения и извращения эволюционного мышления имеют тенденцию предопределяться таксономическим шовинизмом следующего рода:

"Давайте сделаем человека по образу и подобию нашему, и дадим ему господство над рыбами морскими и над птицами небесными, над скотом, всей землей и над всякими ползучими существами, которые по ней ползают".

Но если кратко, то "человечными" нас делают гражданский, этический, моральный и человеческий долг - догмы и правила, придерживание которых и делает нас не похожими на животных.

Викторианское столкновение умов

Осколок эволюционной мысли, который больше всего попадает под покров религии, - это представление о том, что люди не созданы особенными, каким-либо божественным образом. Современник Дарвина, великий анатом Ричард Оуэн, яростно защищал статус человечества и его викторианский статус-кво от трансмутационизма (как тогда называли эволюционную мысль) и "зверства" человека.

Когда первые шкуры и черепа большой недавно обнаруженной «неописуемо жестокой» африканской обезьяны (гориллы) произвели сенсацию в Лондоне 1850-х годов, они пробудили любопытство рабочего класса, а затем бросили вызов идеям человеческой уникальности и божественного общественного порядка. В 1854 году Оуэн выступил с лекцией в Британской ассоциации о том, что человеческий мозг имеет специальные структуры, такие как минор гиппокампа, которые отсутствуют у обезьяны. Здесь, как утверждал Оуэн, заложены доказательства уникальности человека.

Молодой Томас Генри Хаксли обнаружил несовершеннолетнего гиппокампа гориллы (помните, что они работали с черепами) в марте 1858 года (за несколько месяцев до статьи Дарвина-Уоллеса о естественном отборе), показав себя лучшим анатомом. Что еще более важно, интерпретация Хаксли о том, что шимпанзе, гориллы и люди, по крайней мере, так же похожи друг на друга, как и бабуины, а это, в свою очередь, разрушило притязания Оуэна на уникальность человека.

Один за другим все претензии к человеческой уникальности так же отбрасывались. Например, в 1960 году Джейн Гудолл опровергла идею о том, что использование человеческого инструмента отличает нас от наших ближайших родственников. Возможно, все попытки по поиску черт, отличающих нас от обезьян, ошибочно, и различия скорее количественные, чем качественные?

Учтите разрыв

Профессор психологии Томас Суддендорф работает как с детьми-людьми, так и с приматами, чтобы понять умственную эволюцию и развитие этих умственных способностей в детстве. Разрыв подробно рассматривает психические черты, которые, скорее всего, повлияли на экологический успех людей по сравнению с нашими великими родственниками обезьян. Он отмечает, что там, где орангутаны, гориллы и шимпанзе томятся в постоянно уменьшающихся участках тропических лесов, люди в настоящее время в семь раз превышают биомассу всех других диких млекопитающих вместе взятых. Что-то отличает нас, по крайней мере, в экологическом отношении от наших ближайших родственников.

Рассмотрев современные научные данные о человеческих и обезьяньих способностях в области языка, умственных путешествий во времени (способность представлять прошлое и будущее), теории разума, интеллекта, культуры и морали, Суддендорф приходит к выводу, что человека делает человеком 2 вещи:

  1. наша открытая способность воображать и размышлять о различных ситуациях;
  2. наше глубокое стремление объединить вместе наши умы для построения различных сценариев.
Автор: Artlife
ОЦЕНИТЬ НОВОСТЬ
0 (голосов: 9)

Читайте также:


Комментарии

ВВЕРХ