Физиологическая кривая оценки реакции ребенка на физическую нагрузку
Оценку реакции ребенка на физическую нагрузку во время урока проводят с помощью построения физиологической кривой. Для ее построения определяют частоту пульса в двух-трех детей перед началом урока, после каждой его части, после окончания отдельных комплексов упражнений или подвижной игры и в конце урока к восстановлению исходного значения пульса. При правильном построении урока и адекватности физической нагрузки физиологическим возможностям организма ребенка, физиологическая кривая характеризуется постепенным увеличением частоты сердечных сокращений во вступительной и подготовительной частях урока, высоким уровнем (прирост составляет 80-100 % от исходного значения пульса) - в основной части и постепенным уменьшением в заключительной части урока (в конце урока пульс должен быть на 20-30 % выше его исходного значения).
Низкий подъем и ровный верхний край физиологической кривой свидетельствуют о недостаточной физической нагрузке. Многозубчастая физиологическая кривая указывает на длительные периоды бездействия между упражнениями с высокой физической нагрузкой. Резкое учащение пульса, отсутствие выраженной тенденции к его снижению в конце урока является признаком чрезмерной физической нагрузки. Следует отметить, что пульсовая реакция зависит как от величины нагрузки и уровня подготовленности к ней организма ребенка, так и от типологических особенностей нервной системы и характера физических упражнений (их эмоциональности, новизны и мотивации к выполнению ребенком).
Медицинским работникам учебных заведений или закрепленными за ними специалистами медицинских учреждений, по графику согласованному с администрацией должны не реже одного раза в квартал проводить оценку реакции учеников на физическую нагрузку во время уроков в разных классах с помощью построения физиологической кривой с последующим анализом урока в целом и доведении выводов к администрации учебного заведения.
Врачебно-педагогическое наблюдение во время занятий с учащимися подготовительной и специальной медицинских групп имеет свои особенности и проводится более глубоко. Так, до, после и в процессе занятий (в зависимости от поставленных задач) наряду с частотой сердечных сокращений исследуются артериальное давление, жизненная емкость легких, мышечная сила, проводится ортостатическая или клиноортостатична пробы, электрокардиограмма, вариационная пульсометрия (по методу Р. М . Баевского) и др. В результате исследований детям могут быть выданы медицинские справки об освобождении от уроков физкультуры.
Эффективность физического воспитания учащихся основной и подготовительной группах определяется динамикой (отрицательной или положительной) показателей острой заболеваемости в течение года, по сравнению с предыдущим календарным годом (подсчитывают индекс здоровья, среднюю продолжительность острого заболевания, количество случаев заболеваний за год), показателей физического развития и его гармоничности, результатов выполнения контрольных двигательных тестов.