В чем заключается суть иконы?
Икона - это святое из святых. Для того чтобы понять, в чем заключается ее суть, надо, в первую очередь, изучить все исследования известных богословов.
Блаженный Августин дает нам следующие четыре степени понимания иконы: буквальный, аллегорический, моральный и аналогичный. На первом уровне, несмотря на икону, мы знакомимся с сюжетом. Видим, кто изображен, события, библейский сюжет или сюжет из жизни того или иного святого и тому подобное. На втором уровне мы раскрываем смысл образа, его символику, знаки. (Важно то, как показано цвет, свет, жесты, детали и т.д.). На третьем уровне "обретается" связь между изображением и молящихся. (это уровень обратной связи). Кстати, купить икону в Москве вы также можете и на сайте: http://www.mos-ikona.ru/.
Икона воспринимается также как окно в духовный мир через особый "язык", где каждый знак - символ означает гораздо больше, чем он сам является. Поэтому четвертый уровень - анагогия - является уровнем "чистого созерцания", перехода от видимого к невидимому. Ведет к непосредственной связи с первообразом. На этом уровне как раз и открывается весь смысл, ради которого и существует икона. Таким образом, понимая символику иконы, появляется принцип прочтения иконы как текста. И здесь вспоминаются снова слова св. Григория Двоеслова, что икона является "библией для неграмотных (неграмотных)".
Большую роль в иконописании сыграл в XVI веке Стоглавый Собор. В эту эпоху впервые в российском иконописании появляются зародыши нового течения. В противовес старого течения, строгих Византийских преданий и типов приходят новые западные художественные образы. Тогда и появляется раскол между людьми, сторонниками византийской иконописи и итальянского искусства.
Как мы знаем, основой литургии является Слово Божье. В литургическом пространстве мы видим, так сказать, три разных "ипостаси" Слова: Слово, которое говорит через Евангелие, Апостол, молитвы и т.д. Слово видимое - это храмовые фрески, мозаики, иконы. Слово, Бог Живой, который присутствует среди людей, собранных во имя Его и через причастие. А. Флоренский назвал богослужения синтезом искусств, так как здесь есть все - архитектура, живопись, пение, проповедь, театральность действий - и все это действует для создания образа другого мира, в котором царит Бог.
Поэтому для того, чтобы лучше понять суть иконы в иконостасе и суть самого иконостаса в храмовом пространстве, мы должны рассмотреть также хотя бы коротко символику храма и всех литургических вещей, которые принадлежат ему.