Методика сенсомоторной интеграции аутичного ребенка
Индивидуальное взаимодействие аутичного ребенка с его окружающим миром характеризуется существенной индифферентностью к нему, собственной «авторской» аутистической деятельностью и особым поведением, которое отражается не только внешнюю среду, но и сложный многомерный, обычно непонятный для окружающих, внутренний мир ребенка.
Одним из условий, которые способствуют развитию такого поведения является дезинтеграция сенсорного восприятия. Сенсорная интеграция это структуризация ощущений, которые потом будут как-то использованы. Ощущение дает информацию о физическом теле и окружающей среде. Каждое мгновение в наш мозг обычно поступает несметное количество сенсорной информации,и не только от глаз и ушей, а от всего тела в целом. Мы также особо чувствуем, когда фиксируется действие силы тяжести, и соответсвенно движение по отношению к Земле. Иными словами сенсорная интеграция- это организация наших сенсорных сигналов,при этом благодаря которым, мозг обеспечивает эффективное реагирование тела, формирует эмоции и мысли. То, как ребенок перерабатывает именно окружающую и внутреннюю информацию, влияет на развитие всех его чувств, мыслей и действий. Даже незначительное нарушение в процессах деятельности его мозга могут влиять на то как именно ребенок приобретает бытовые навыки, учится и общается.
Порядок развития психических процессов у ребенка:
- щущение;
- внимание;
- мышление;
- восприятие;
- память;
- воля;
- действие;
- речь.
Осуществляются они в такой последовательности- от ощущения к восприятию, от восприятия во внимание, от внимания к памяти и так далее. Способность воспринимать ощущения с окружающего нас мира через три основных канала восприятия (слух, зрение и тело) и интерпретировать их называется сенсорикой.
Процесс ощущения и восприятия у детей с таким нарушением развития, как правило, сохранено, но искажена или вовсе отсутствует интерпретация воспринятого сигнала. Ребенок чувствует дискомфорт, но не понимает причину и вместо этого состояния. И реакция ребенка направлена на дискомфорт вообще- он может кричать, плакать, проявлять агрессию или само агрессию. При отсутствии интерпретации, ребенок может не распознать нужной тревожности сигнала, что может привести даже к прекращению ее физического существования.
Общим проявлением дисфункции сенсорный регуляции является неспособность ребенка поддерживать необходимую степень внимания, а также неумение концентрировать внимание на задаче, стоящей перед ним.
При внедрении телесно-сенсорной терапии мы ожидаем следующий эффект:
- Ожидаемый эффект Качественные показатели;
- Адаптивные "ответы" ребенка на болевые и дискомфортные раздражители. Уменьшение временного промежутка между раздражителем и ответом;
- Улучшение ориентировки ребенка в собственном теле и пространстве. Увеличение двигательных возможностей;
- Сенсорное насыщение. Уменьшение или прекращение ауто стимуляций.
Ребенок с нарушением аутичного спектра имеет, как правило сенсорные нарушения различной степени. Ей трудно локализовать тактильное стимулирования и понять где находятся ее конечности, если ребенок их не видит. Двигательная планировка тоже часто бывает в запущенном состоянии. Об этом можно сделать вывод, если попросить ребенка повторить не совсем привычную позу, которую показывает терапевт. Сенсорная дезинтеграция у ребенка с аутичными проявлениями может проявляться в нечуттевости к границам собственного тела и личного пространства. В нее не сформировано понятие о собственном теле. Это заметно в дезинтеграции вектора "глаз- рука", снижение болевого ощущения, снижение или искажение тактильной чувствительности, по неадекватной реакции на резкое изменение положения тела в пространстве. Дабы устранить все эти нарушения проводится сенсомоторная коррекция.
Есть три вида "некачественной" обработки обычних сенсорных сигналов, которые довольно часто встречаются у детей с аутичным спектром развития. Во-первых, это сенсорный сигнал, который не "регистрируется" мозгом как надо, поэтому ребенок на что-то не обращает своего внимания, а на другой реагирует слишком бурно. Во-вторых, встречается собственно очень плохая модуляция сенсорных сигналов, особенно вестибулярных а также тактильных: это является причиной развития гравитационной неуверенности и над чувствительности. В-третьих плохо работает и часть мозга, которая отвечает за иск к действиям, особенно в новых, или к изменению действий. Это приводит к тому, что подавляется интерес к труду, который обычно считается конструктивним и очень полезним. То есть, в мозге (в лимбической системе) является область которая "решает" на который сенсорный импульс регистрировать ли и можно ли предлагать нашему вниманию. У детей с таким нарушением аутичного спектра она функционирует плохо, поэтому они почти не фиксируют многое из того, что легко замечают другие. Чем хуже работает именно эта зона его мозга, тем труднее помочь ребенку приобрести некоторие навыки, необходимые в повседневной жизни.