Родители не кричите на ребенка!
Что чувствует ребенок, когда на него кричат? Чтобы родители лучше это поняли, психолог клиники «Мать и дитя»: http://www.mdclinics.com.ua/ Екатерина Буслова проводит с ними такое занятие. Родители разбиваются по парам. Один участник должен стоять и кричать на другого по какой-либо придуманной причине. Другой участник присесть или встать на колени, чтобы быть ниже. Тот, кто ниже, повторяет только одну фразу: «Я маленький и я просто хочу, чтобы меня любили». Где-то на третьем повторе тот из родителей, кто это произносит, обычно начинает плакать, не в состоянии остановиться. Его охватывают сильные чувства, часто - воспоминания из собственного детства. Все участники такого занятия признают, что на самом деле впервые глубоко почувствовали то, что чувствует в этот момент ребенок. После этого упражнения кричать на малыша становится практически невозможно...
Как остановить крик
Психологи уже давно придумали множество способов сдержать или остановить крик. От простого "вдохни и посчитай до десяти" - к глубокому анализу причин агрессии у конкретного человека. Проблема в том, что в момент, когда крик уже на полпути из гортани, тяжело вспоминать о каких-то альтернативы и что-то анализировать. И все же, стоит хотя бы сделать усилие. Ведь когда, например, ты, не дай бог, вытаскиваешь из воды утопленника, ты тогда тоже не в состоянии что-то думать. Но в один момент ты осознаешь: если не возьмешь себя в руки - человек умрет. Тогда ты собираешь волю в кулак. Делаешь все, что знаешь: искусственное дыхание, массаж сердца, выливаешь воду изо рта. Все, что может прийти в голову... И спасаешь человека. Почему бы не попробовать следовать этой же логике, когда хочется крикнуть на ребенка? Делать хоть какие-то усилия. Искать методы. Где угодно: у психологов, у подруг, в интернете. Все, что может уберечь твою кровиночку от монстра под майкой, - все стоит попробовать. И я пробовала. Искала альтернативы. И вот что нашла.
Альтернатива крику на ребенка
- В тот вечер мой почти 5-летний сын был чрезмерно капризным. Все ему не нравилось, наименьшая мелочь вызывала слезы. Так бывает и у каждого взрослого, не то что в детей. Нарисованная картинка - не такая, приготовила есть - не то. Ну и в таком духе весь вечер. Я старалась держаться. Долго. И мои нервы начали понемногу сдаваться. И вот, очередной сыновей наплыв нытье и плача. Я чувствую, что должна остановить это ради его же собственного здоровья, но знаю только один способ - крик. Монстр уже почти вырывается на свободу. Я готова кричать. Но вдруг я говорю СТОП. За секунду в моей голове пролетают мысли: "Ребенок не заслуживает крик только потому, что у него плохое настроение. Он просто выражает эмоции, без злого умысла. Я должна найти способ...". И тут я вспоминаю, что недавно читала о сказке как способе воздействия на детское поведение. Попробую!
- Артемушка, я знаю одну сказку...
- Мой сын в слезах останавливает свой поток нытья и всхлипывания, поднимает на меня глаза с удивлением и интересом:
- Какую сказку?
- О мышке...
- Я начинаю на ходу придумывать историю про мышку, которой все не нравилось. Она часто плакала и всех отталкивала. А однажды появился волшебник и отнял у нее маму, друзей, оставив одну, как она и хотела. Мышка почувствовала себя одинокой и поняла, что зря всех отгоняла. Волшебник вернул маму и друзей, и все стало на свои места.
- Пока я рассказывала, успели успокоиться и сын, и я.
- Сейчас я понимаю, что в моей сказки много недостатков с точки зрения психологии. Например, малыша нельзя пугать тем, что родные его покинут. Потому что это уже манипуляция, игра на беззащитности, потребности в любви. Специалисты по воспитанию детей предостерегают, что со сказками вообще нужно быть осторожными, чтобы не навредить. Лучше довериться в этом вопросе профессионалам. Не следует, например, открыто сравнивать малыша с героем сказки, особенно негативным, а также отождествлять их поступки. Известный психотерапевт Берт Хеллингер в одной из своих книг пишет о деликатности при применении историй: «Если мы будем давать ребенку совет «ткнув носом» в его проблему, он будет чувствовать себя неудачником».
- Безусловно, в следующий раз мне следует тщательно придумывать сказку, с учетом вышеназванных нюансов. Однако радует то, что Артемушке небылица про мышку понравилась, он даже рассказывал ее другим. А мне удалось успокоиться. На тот момент это была моя маленькая победа. Думаю, это неплохая альтернатива для каждой мамы вместо крика - лучше придумать или вспомнить подходящую сказку.
Кое-что еще
- Взаимоотношения с ребенком, как и все в природе, имеют причинно-следственную связь. Уместными будут вопросы:
- Почему малыш так себя ведет?
- Что он хочет своим поведением выразить?
- Может, у него много ограничений?
- Мало внимания?
- Когда исправить это, то и кричать не нужно будет. Если же дело - в мамином настроение или душевном состоянии, то есть смысл маме работать над собой. Однако работа над собой - это долгий процесс, который может занять годы. А за это время желательно не довести ребенка до невроза или депрессии. Поэтому я часто использую «мгновенные» выхода из ситуации. Среди них, кроме выше упомянутой сказки, есть еще некоторые. Например, когда мой сын очень плачет, я просто стараюсь заставить его смеяться. Рассказываю что-то смешное, делаю забавные мимические гримасы. Иногда предупреждаю, что начинаю психовать. Если он плачем добивается чего-то, что нельзя, мы вместе ищем альтернативы (как то: нельзя жечь огонь - давай лучше полепим из пластилина и т. д.). Иногда помогает просто обнять его. Иногда не помогает ничего. Тогда возникает только одно желание: не останавливаться и искать дальше. Ради счастья ребенка.